МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Оборот организаций торговли – выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретённых в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.).
Оборот розничной торговли – выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчёт или оплаченных по кредитным карточкам, расчётным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счёта, посредством платёжных карт (электронных денег).
Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объёме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.
Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения. Оборот розничной торговли также включает стоимость товаров, проданных населению индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.
В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли организаций досчитывается на объёмы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.
Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Индекс физического объёма оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменения объёма продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальные индексы отражают изменения объёма продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объёма оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объёма при исключении влияния динамики цен.
Оборот общественного питания – выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.
В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, проданных (отпущенных): работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортным организациям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приёмов, банкетов и т.п.; организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объёме фактической стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объёме фактической стоимости питания; в учебных учреждениях, в том числе отдельным категориям учащихся на льготной основе за счёт средств бюджета в объёме фактической стоимости питания.
Оборот общественного питания включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, на месте через собственные заведения общественного питания.
В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот общественного питания организаций досчитывается на объёмы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.
Оборот общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Динамику оборота общественного питания характеризует индекс физического объёма, который определяется путём сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.
Валовая прибыль организаций торговли – разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС и аналогичных обязательных платежей).
Оборот оптовой торговли – выручка от реализации товаров, приобретённых ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Оборот оптовой торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим оптовую торговлю.
Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий оптовой торговли (кроме микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли организаций досчитывается на объёмы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.
Оборот оптовой торговли в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах формируется с учётом индекса-дефлятора, при расчёте которого используется годовая структура оборота оптовой торговли, индексы потребительских цен на отдельные виды товаров, индексы цен производителей промышленных товаров, индексы цен на приобретённые организациями отдельные виды товаров, индекс цен приобретения отдельных видов зерна, а также индексы средних фактических экспортных цен на отдельные топливно-энергетические товары (Методические указания по расчёту индекса-дефлятора оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли, утверждённые приказом Росстата от 19.11.2019 № 668).
Объём платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объёма услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг по методологии, утверждённой приказом Росстата от 29.09.2017 № 643.
Индекс физического объёма платных услуг населению – относительный показатель, характеризующий изменение объёма платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, насколько увеличился объём платных услуг населению в результате изменения только его физического объёма при исключении влияния динамики цен.
Данные о платных услугах населению в распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введённым в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Платные услуги населению включают в себя: бытовые, транспортные, почтовой связи и курьерские, телекоммуникационные, жилищные, коммунальные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования, культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские, специализированных коллективных средств размещения (в том числе санаторно-курортных организаций), ветеринарные, юридические, услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, и др.
Изменения в составе платных услуг населению с 2017 года:
– «услуги химической чистки и крашения» объединены с «услугами прачечных»;
– «услуги связи» разделены на «услуги почтовой связи, курьерские» и «телекоммуникационные услуги»;
– «услуги санаторно-курортных организаций» учтены в составе «услуг специализированных коллективных средств размещения».
С 2020 года осуществляется наблюдение за изменением цен на платные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, другие платные услуги, а также на бытовые услуги: изготовление и ремонт мебели, услуги предприятий по прокату, другие бытовые услуги.
Коллективные средства размещения - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг средств размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Санатории-профилактории – лечебно-профилактические организации, оснащённые койками, действующие при организациях, обеспечивающие лечебно-оздоровительные мероприятия работникам без отрыва от производства, в свободное от работы время.
Санатории – предприятия, расположенные обычно в курортной местности и предоставляющие комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима.
Дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, кемпинги и другие организации отдыха – организации, предназначенные для отдыха, в которых отдыхающим на определенный срок обеспечены размещение и питание или только размещение. Такие организации могут функционировать в течение круглого года (круглогодичные) или в течение сезона (сезонные).
Туристские базы – организации, предназначенные для отдыха, в которых отдыхающим на определённый срок обеспечены размещение и питание, или только размещение, а также туристско-экскурсионное обслуживание.
Гостиницы и аналогичные средства размещения – организации, предоставляющие помещение для временного проживания (гостиницы, мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа).
Санатории – предприятия, расположенные обычно в курортной местности и предоставляющие комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима.